В ПРЕДЧУВСТВИИ КОНЧИНЫ

МЕДИЦИНСКАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: ПАЦИЕНТ ЕЩЕ ЖИВ, НО ЭТО НЕНАДОЛГО
В Украине идет медицинская реформа. Ее шествие по стране до боли напоминает медицинский анекдот про то, что “пациент скорее мертв, чем жив”. При этом наших сограждан уверяют, что в результате реформы “деньги будут ходить за пациентом”, а не он за ними. И это – еще один анекдот про украинскую медицину. Вот он: “Я живу около поликлиники. Слышу шаги. Пациент идет. Слышу топот. За ним бегут деньги. Догнали. Бьют”.

ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩЕГО ЭТАПА

Итак, главная особенность нынешнего этапа реформы — переход к схеме “деньги идут за пациентом”. Больницы и поликли-ники, подписавшие договоры с Национальной службой здоровья, до середины июля должны были получить страховые взносы за каждого пациента, заключившего соглашение с врачом – “аж” по 370 гривен. На тех пациентов, которые пока не подписали де-клараций, будут продолжать давать по 200 гривен. Тут без комментариев – что можно вылечить за такие деньги, каждый может судить сам. Что же касается оплаты коммунальных услуг лечебным учреждениям, то их финансирование возложено на нищие местные бюджеты.
Кроме того, Минздрав обнародовал список бесплатных услуг, в который входят только самые примитивные анализы. Ребенку полагается один бесплатный визит к врачу (всем очевидно, что такой визит только за справкой для школы — в случае болезни нужно минимум два посещения врача). Все остальные услуги — платные, но получение медицинским учреждением платы от пациента отражается на государственном финансировании — часть бюджетной субсидии (около 50%) придется вернуть государ-ству.
Кстати говоря, количество задекларированных пациентов на зарплату врача не влияет, но гарантирует, что его не сократят. Од-нако касается это только семейных врачей общей практики — с “узкими” специалистами разговор особый, их предполагается сокращать в любом случае.
При этом введение страховой медицины планируется только с 2020 года. Заметим – это в то время, когда, по данным исследо-вания, проведенного по заказу USAID и фонда “Пациенты Украины”, 49% респондентов отказывались от лечения из-за недо-статка денег и 50% откладывали лечение из-за финансовых ограничений.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ

Одной из главных трудностей этого этапа стала “несознательность” пациентов, которые не спешат узаконивать свои отношения с медицинской системой. Правда, процесс идёт: к 1 октября уже около 20 миллионов украинцев подписали декларации с се-мейными врачами, но до полного охвата всего населения еще далеко. Лучшие результаты фиксируются в сельскохозяйственных регионах (например, в Винницкой области), где выбор врача вообще лишен смысла: чаще всего он там один на несколько сел. Бывает, что на него записано несколько тысяч человек.
Ну а поликлиники недополучают финансирование — их наказывают за то, что министерство не решило проблему деклариро-вания. Это не говоря о том, на какие вообще расходы хватит выделяемых государством средств — кажется, речь идет только о выживании, но никак не о развитии.
Кроме того, не каждое медицинское учреждение имеет возможность работать по новым правилам.
Например, предполагается, что начальное общение пациента с медицинским учреждением (запись на приём и т.п.) должна осуществляться через интернет, при помощи программы eHealth. Однако зачастую ее просто некуда ставить — не во всех поли-клиниках, особенно в небольших городах (не говоря уже о селах), просто нет компьютеров.
Впрочем, требований к медицинским учреждениям намного больше. Они, кроме всего прочего, должны:
▶ обеспечить электронную запись к врачу (при том, что не во всех поликлиниках есть компьютеры с интернетом, а у пациентов – тем более);
▶ организовать круглосуточную связь с врачом (в сёлах, где на врача несколько тысяч пациентов);
▶ организовать пункты приёма базовых анализов;
▶ обустроить места для колясок;
▶ изменить формат регистратуры — чтобы не было окошка.
Государство на всё это денег не выделяет, но с нового года те учреждения, которые не успеют всё это сделать и набрать необхо-димое количество пациентов, лишатся финансирования. Дальше, очевидно, будет их ликвидация и резкое сокращение сети медицинских учреждений, прежде всего — в небольших населенных пунктах.
Это не говоря о рисках, заложенных в саму систему. По логике, денежные пациенты, имея выбор, будут ориентироваться на лучшие (по кадрам и оборудованию) медицинские учреждения, в то время как основная часть поликлиник конкурентную борьбу проиграет и исчезнет.

РЕАКЦИЯ ВРАЧЕЙ

Большая часть медицинского персонала находится в растерянности и не знает, чего им ожидать от реформы.
Особенно это касается врачей скорой помощи, которых МОЗ намеревается уничтожить как класс. До сих пор это не сделано только потому, что парамедики, которые должны заместить врачей, ещё не подготовлены.
Есть, правда, и позитивные реакции. Например, некоторые педиатры видят позитив в том, что им теперь не надо ходить по домам (для этого есть специальные врачи).
Вместе с тем, многие врачи уверены, что “реформы как таковой практически нет — есть только укрупнение и обрезание фи-нансирования”. Например, сельские фельдшерско-акушерские пункты по несколько штук объединяют в амбулатории общей практики. В результате какие-то села остаются ни с чем, а за помощью в амбулаторию люди не доедут.
Нормальной подготовки семейных врачей нет. По сути, семейный врач — это терапевт, который пытается быть хирургом, аку-шером и ещё кем-то. Между тем не все терапевты могут работать педиатрами (и наоборот). Ко всему прочему, планируется отме-нить аттестации и ввести лицензирование (за последнее, кстати, надо платить), а со временем — отменить доплаты за категории и стаж.
Больницы постепенно переводят из коммунальных учреждений в коммунальные некоммерческие предприятия. Разница со-стоит в том, что некоммерческое предприятие может обанкротиться. Причём, учитывая особенности украинского налогообло-жения, произойти это может довольно быстро.

КАЗЕННЫЕ ЛЕКАРСТВА

Медицинская реформа органически дополняется ситуацией с лекарствами. Украинские СМИ регулярно сообщают о том, что в стране не закупаются жизненно необходимые лекарственные препараты. То есть, государство не обеспечивает тяжелобольных пациентов самым необходимым. А по словам председателя парламентского комитета по вопросам здравоохранения Ольги Бого-молец, таким образом Минздрав просто обворовывает население.
“Тяжелобольных украинцев заставляют покупать в аптеках за свой счет лекарства, которые уже оплачены за них государством. Таким образом, из карманов наших граждан чиновники Минздрава смогли выкачать в пользу аптечных сетей уже несколько миллиардов гривен. Так, на закупку медикаментов для Украины в этом году парламент выделил 6 млрд. гривен. Лекарства долж-ны быть приобретены Минздравом за рубежом и переданы в больницы для лечения тяжелобольных. Однако на выделенные деньги до сих пор не было поставлено никаких препаратов. В результате тяжелобольные украинцы остались в больницах без государственных медикаментов и вынуждены были идти в аптеку и отдавать последние деньги, чтобы спасти жизнь себе и своим детям”, — сказала Богомолец.
По ее словам, точно такая же ситуация была и в прошлом году: на 6 млрд. гривен, выделенных на закупку медикаментов в 2017-м, закупки также были сорваны. Украинцы вынуждены были потратить эту сумму в аптеках на лекарства, которые должны были получить бесплатно.

ВСЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

И “вишенка на торте”: из украинских аптек может исчезнуть целый ряд “сопутствующих” (но очень нужных в повседневной жизни) товаров, и людям придется изрядно побегать, чтобы приобрести самые элементарные предметы первой необходимости – такие как вата, пластырь или марля.
Об этом сообщает пресс-служба аптечной профессиональной Ассоциации Украины. Существенные изменения коснутся аптек, если Верховная Рада примет законопроект № 8591 “О внесении изменений в закон Украины “О лекарственных средствах” отно-сительно обеспечения экономической конкуренции и защите прав пациентов при осуществлении розничной торговли лекар-ственными средствами”.
В проекте закона есть нормы, запрещающие аптекам реализовывать шприцы, капельницы, вату, марлю, пластырь, стерильные перчатки и другую продукцию, которая используется в медицинских целях. Также люди не смогут приобрести в аптечных учре-ждениях биологически активные добавки, детское питание, памперсы, лечебную косметику и тому подобное.
В итоге, пациент, купив те же ампулы для инъекций, будет искать шприцы в других торговых точках. Хотя известно, что мно-гие медицинские изделия требуют специальных условий хранения – и будут ли придерживаться этих норм неспециализирован-ные торговые заведения, неизвестно. На данный момент общее количество сопутствующих товаров, продаваемых в аптеках, со-ставляет до 30% от количества всей реализуемой через аптечные учреждения продукции.
Напомним также, что для полного счастья нардепы предложили резко сократить число аптек, а все лекарства продавать только по рецепту.

Кстати
Недавно агентство “Блумберг” опубликовало рейтинг эффективности систем медицины разных госу-дарств. Это исследование заставило многих задуматься: например, США заняли в этом рейтинге 55-е место, в то время как Белорусь – 49-е. Украина в рейтинге вообще не участвует, поскольку в него включались только страны, где ВВП на душу населения составляет не менее $5 тысяч (в Украине – лишь $2,8 тыс.). В социальных сетях начали вежливо интересоваться: не стоит ли заменить на посту и.о. ми-нистра представительницу США на представителя Белоруси?

Александр Полуянов