ТРУДНОСТИ “БОЖЕСТВЕННОЙ” ПРОФЕССИИ

7 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
Профессия учителя всегда занимала и будет занимать особое место в любом обществе. Она просто обречена на это в силу своей специфики, и об этом лучше всего сказал Иммануил Кант: “Есть много профессий, но только три из них – от Бога. Это учитель, развивающий и возвышающий данную Богом душу, врач, спасающий данную Богом жизнь, и судья, распоряжающийся судьбами людей”.

ДЕНЕГ НЕТ, НО ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ

Конечно, и каждый конкретный учитель, и школа в целом, не могут существовать отдельно от общества и господствующих в нем отношений. Поэтому неудивительно, что негативные процессы, которые уже долгое время сотрясают Украину, в значи-тельной мере затронули и всю систему украинского образования – от дошкольного до высшего.
К сожалению, с приходом нынешней власти “реформаторов” стало только хуже. Как оказалось, из всех профессий наши “отцы нации” в совершенстве овладели только одной — воровать. Поэтому закономерно загнивает экономика, а трудоспособ-ное население в режиме эвакуации покидает страну. Естественно казну пополнять нечем, а с 2016 года Украине практически прекратили давать в долг.
Не имея денег на покрытие своих расходов, украинская власть начала сбрасывать с себя социальную сферу. На порядок по-высились коммунальные платежи, повсеместно закрываются лечебные учреждения, не обошли проблемы и образование. Закрылось около полутора тысяч школ. Причём закрываются школы и в сёлах, и в городах – просто потому, что нет денег. Зарплаты учителей в реальном выражении упали, а нагрузка на них выросла.
Весьма показательно, что нынешняя власть – несмотря на многочисленные обещания – даже не собирается как-то реально повышать доходы учителей.
“Я даже не обещаю и не анонсирую повышение заработной платы в следующем году для отдельных категорий педагогиче-ских или научно-педагогических работников. Потому что следующий бюджетный год будет очень сложным, это пиковая вы-плата в рамках международных обязательств Украины. Зато будет то, что есть всегда – повышение для бюджетников в соответ-ствии с ростом минимальной заработной платы”, – заявила министр образования Лилия Гриневич.
Оценим “юмор”: чиновники набрали кредитов (при этом часть денег разворовали, а остальные пошли неизвестно куда), но расплачиваться по долгам будут простые граждане – в том числе учителя. А те, кто загнал страну в долговую яму, в это время выписывают себе миллионные премии и повышают бюджетные расходы на себя, любимых, рекордными темпами.
“Министр объясняет отказ от повышения учительских зарплат якобы тем, что в 2019 году ожидаются большие выплаты по госдолгу. Это полуправда, потому что при желании ресурсы найти можно. Просто их нужно правильно перераспределить в госбюджете… Например, это можно сделать, если снизить затраты на антикоррупционные органы, потому что мы видим, все равно эффекта от них нет”, – считает политолог Алексей Якубин.
Правда, уже ближе к концу сентября Лилия Гриневич обрадовала учителей тем, что в 2019 году зарплаты все-таки повысят-ся – “аж” на 9%. Возможно, это и будет то самое “повышение для бюджетников в соответствии с ростом минимальной зара-ботной платы”, о котором министр говорила ранее. Но в любом случае рост цен и тарифов в разы перекроет эту жалкую до-бавку.
Понятно, что с таким отношением, значительная часть педагогических кадров уже потеряна. В шко-лах исчезают учителя начальных классов, иностранных языков и естественно-математических дис-циплин. Более того, каждый пятый учитель страны находится в предпенсионном возрасте.

ЗАЧЕМ УЧИТЕЛЬ, ЕСЛИ ЕСТЬ ИНТЕРНЕТ?

По мнению украинских новаторов от образования, современный мир меняется столь стремительно, что не стоит учить со-временных детей так, как учились их родители. По их убеждению, в современной школе преподаватель не должен “фарширо-вать” своих подопечных знаниями.
Конечно, педагогов много лет учили объяснять детям: как устроена амеба, как устроена галактика, и почему даже в военное время синус не может быть больше единицы. Но реформаторы уверены, что сейчас все эти сведения можно почерпнуть из других источников, и учителю очень тяжело конкурировать с Википедией и Googlе.
Похоже, что фраза из комедии Фонвизина “Зачем знать географию, если извозчик довезет?” в современной интерпретации звучит так: “Зачем нам учитель и фундаментальные знания, если есть Википедия и карты Googlе?”.
А что же остается учителю? А ему нужны какие-то новые навыки, о которых мы раньше и не слыхали: навыки управления творчеством, управления конфликтами, глубинного видения, эмпатии и множества других вещей, которыми нужно не только владеть, но и уметь научить.
Все это звучит очень современно и красиво, но известно: лучший критерий истины – это практика. И что же мы имеем на практике?
Совсем недавно в Украине разгорелся грандиозный скандал по поводу провальных результатов ВНО – выпускники школ показали настолько позорный уровень знаний, что об этом заговорили не только эксперты, но и некоторые руководители государства (мы об этом писали). И случайностью это назвать никак нельзя, потому что данная тенденция продолжается уже несколько последних лет. А как же Википедия и Googlе – ведь сегодня все школьники исправно просиживают за компьюте-рами по несколько часов ежедневно?
Судя по многолетним и широкомасштабным исследованиям психологов, на успеваемость ребенка в школе влияют аж 200 различных факторов. Но самым главным из них (“перевешивающим” как минимум сотню других) является скорость и осо-знанность чтения. Это подтвердили и последние наблюдения: в старших классах хорошо и отлично успевали в основном те, кто в конце начального обучения читали по 150-170 слов за минуту. Соответственно, «середнячками» стали дети, которые в свое время читали порядка 100-130 слов, а большинство «двоечников» в детстве могли осилить не более 80-90 слов за минуту.
Кроме того, исследования подтвердили давно известный факт: именно чтение лучше всего развивает оперативную память, сосредоточенность внимания, во время чтения наиболее полно включаются мыслительные процессы, что в конечном итоге развивает умственные способности и умственную работоспособность в целом. А это особенно важно при изучении точных и естественных наук, где обычной зубрежкой ничего не добьешься. В то же время уже доказано, что компьютер может быть хорошим помощником в учебе (при разумном использовании), но память и умственные способности он не развивает ни в малейшей мере.
Об этих исследованиях просто не могут не знать наши “реформаторы” образования. Вот и получается, что делая ставку на компьютеры, Википедию и Googlе, они сознательно взращивают поколение тупых неучей, способных лишь гнуть спины на клубничных плантациях Польши, или на стройках России.

ТУПОЙ И ЕЩЕ ТУПЕЕ

Социологи, психологи и педагоги систематически проводят опросы учащихся разных классов “на кругозор”, и их результаты чем дальше, тем больше показывают обескураживающую непросвещенность не только в реалиях окружающего мира, но и не-понимание смысла самых простых слов. Говорить об этом можно много, приведем лишь несколько выдержек из отчетов:
– В 9-м классе только двое знали значение слова “иждивенец”. Остальные отвечали так: “воин”, “непослушный”, “тот, кто живет один”, “человек, который иждевал”, “кто не подчиняется законам”, “кто сбежал из тюрьмы”, “кто нанялся к бандитам”, и т.д. Никто не знал, что означает слово “попадья” – пришлось предложить варианты ответов. Только одна выбрала вариант “жена попа”, остальные написали “прорубь на реке”, “яма на стройке” или “след от пули”. Ни один ученик не смог объяснить значение слова “амбразура”. Ответы: “это когда вскрывают письма и посылки”, “клетки в зоопарке”, “старые ненужные маши-ны”.
Не лучше положение и в области истории и литературы:
– В 10-м классе был такой вопрос: “Мандельштам, Бабель, Барто – кто из них женщина?”. Похоже, что все эти фамилии они слышали в первый (и, скорее всего, последний) раз в жизни. Поэтому отвечали наугад и, разумеется, почти все ответили, что женщина – это Бабель. Отмечу, что эти фамилии звучали для них, как полная абракадабра, хотя читались внятно, громко и в полной тишине. Все равно в их транскрипции они выглядели так: “Мандель Штамп”, “Майдельшталь”, “Манданштан”, а единственная девочка, которая угадала, написала не Барто, а Бурто.
– Проводили опрос в 8-х классах, узнал много нового. Столица Белоруссии – Белгород, а Эстонии – Мексика. Чукчи живут в горах Кавказа, а таджики обитают в хатах на Северном полюсе. Советский Союз развалил Сталин, Путин, Гитлер и Ленин, а последним русским царем был “Петр Первый”, “Иван Грозный” и даже некий “Добрыня”. Никто не знает, как называется священная книга у мусульман: самыми “правильными” ответами можно считать “карант” и “кармен” (эти, наверное, все-таки слышали слово “Коран”), а дальше идут “свитки”, “аллах”, “будда” и т. д.
Такие выдержки можно приводить до бесконечности, но вывод исследователей категоричен: кругозор большинства школь-ников сузился до предела. Правда, многие утверждают, что этот негатив с лихвой компенсируется тем, что нынешние дети и подростки хоть “кроссворды и не разгадывают”, зато хорошо разбираются в компьютерах и новых системах коммуникаций. А без этого, дескать, в современном мире ничего не добьешься. Увы, данные все тех же исследований показывают, что дальше социальных сетей, приложений и компьютерных игр дело не идет. При этом для многих найти в интернете нужную инфор-мацию – большая проблема.
Подводя итог, можно сказать: упадок образования приводит к более тяжелым последствиям, чем упадок экономики. Если к власти все-таки придут адекватные люди, то в сравнительно короткие сроки можно стабилизировать экономическую ситуа-цию и начать создавать новую экономику взамен утраченной. Но утраченные кадры учителей и преподавателей ВУЗов не вернёшь и за год-другой не вырастишь. И поколения неучей за парты вновь не посадишь.
Вся мировая практика показывает: деинтеллектуализация — процесс еще более страшный, чем деиндустриализация. Его легко запустить, но очень трудно остановить и развернуть вспять.
Александр Полуянов