ТЕПЕРЬ ЗАЖИВЕМ!

С 1 ЯНВАРЯ МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРПЛАТА В УКРАИНЕ ВЫРАСТЕТ ДО 4170 ГРИВЕН
Если верить украинскому Госстату, то средняя зарплата в Украине растет, как в сказке – не по дням, а по часам. По итогам июля, например, она достигла 9170 гривен – так что до обещанных 10 тысяч уже рукой подать. Впрочем, эти «дутые» показатели мало кого впечатляют – ведь всем известно, что Госстат является одним из главных инструментов пропаганды нынешней власти
и может нарисовать какие угодно цифры – попробуй проверь! Гораздо хуже обстоят дела с реальными гарантированными выплатами – такими, как социальные пособия, минимальная пенсия и зарплата.

И НИ В ЧЕМ СЕБЕ НЕ ОТКАЗЫВАЙ

Минимальную зарплату в размере 4200 грн. украинцам обещают уже второй год – об этом не раз заявляли и вице-премьер Павел Розенко и сам пан президент Петр Порошенко. И вот эта вялотекущая эпопея вступает в финальную стадию: на днях премьер-министр Гройсман публично объявил, что минимальная заработная плата с 1 января 2019 года вырастет с нынеш-них 3723 до 4170 гривен. И добавил, что эти изменения будут отображены в государственном бюджете на 2019 год.
Как видим, повышение ожидается чуть меньше запланированного — плюс 447 грн, а не 477, как предполагалось ранее. Еще скромнее окажутся результаты, если пересчитать повышение в “чистых”. Напомним, что сейчас работник, получающий ми-нимальную зарплату (3723 грн) после всех вычетов на руки получает 2997 гривен. После того как минзарплата вырастет до 4170 грн, на руки получится 3357 грн (+360 грн). При этом учтем, что после повышения доходов этому человеку урежут суб-сидию (а там считают по «грязным») – а это значит, что значительная часть прибавки уйдет на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Экономисты уже подсчитали: чтобы прожить даже на повышенную минзарплату, украинец, обитающий в 30-метровой квартире и оформивший субсидию, будет вынужден питаться в основном хлебом, овощами, картофелем, молоком и яйцами. На мясо, рыбу, сыр и фрукты денег практически не останется.
Стоит отметить, что если в 2017 году украинцы еще радовались росту минимальной зарплаты, искренне надеясь на рост ре-альных доходов, то сейчас оптимизма у наших сограждан стало гораздо меньше. Ведь уже замечено, что после каждого такого повышения реальные доходы большинства украинцев неуклонно снижались – из-за опережающего роста цен. Так, согласно расчетам Ассоциации поставщиков торговых сетей, с марта 2017 года по март 2018 года покупательная способность украин-цев уменьшилась на 17%.
Нужно учесть и тот факт, что в коммерческом секторе экономики многие украинцы получают часть зарплаты по белому (минималку или чуть больше), а остальное – в “конверте”. При повышении минималки их доходы вообще не растут: хоть официальная часть зарплаты и увеличивается, зато “конвертная” – соответственно уменьшается. А если учесть, что придется больше платить за коммуналку (так как с повышением официальных доходов урезается субсидия), и повысятся цены в мага-зинах, то реальные доходы однозначно упадут.
Но больнее всего повышение минимальных зарплат ударит по малоимущим пенсионерам и гражданам, которые сидят на социальных пособиях.
“Сейчас снова говорят о росте минимальной зарплаты. При этом без внимания остается прожиточ-ный минимум, минимальные пенсии. Происходит еще больший разрыв между минималкой и дру-гими соцстандартами”, – заметил директор экономических и социальных программ Центра Разум-кова Василий Юрчишин.

ОДНИ СЛОВА

На заявление Гройсмана о повышении минимальной зарплаты оперативно отреагировали в Федерации профсоюзов Укра-ины. Там констатировали: как и в прошлые годы, при формировании госбюджета мнение профсоюзов никто не спрашивает. А ведь у них, оказывается, есть и собственные расчеты относительно того, какой должна быть минималка.
“Согласно расчетам Федерации профсоюзов, с учетом фактической стоимости потребительской корзины, расходов на жи-лье, образование, здравоохранение, содержание семьи, инфляции, минимальная зарплата в Украине с 1 января 2019 года должна составлять не менее 7,7 тыс. гривен,… а прожиточный минимум для трудоспособных лиц – около 5,2 тыс. гривен”, – заявили в ФПУ.
Представители профсоюзов также обратили внимание на то, что в проекте госбюджета не предусмотрено должное финан-сирование бюджетной сферы – для обеспечения зарплат учителям, врачам, госслужащим, работникам культуры и социальной сферы на определенном законодательством уровне. То же самое касается выплаты стипендий студентам, поддержки сети учебных и медицинских учреждений, подготовки рабочих кадров и т. д.
В ФПУ рассказали, что они посылали соответствующие предложения в Минфин, но там ответили, что в следующем году кардинального роста основных государственных социальных стандартов и гарантий (прожиточного минимума, минимальной зарплаты, минимальной пенсии, государственной помощи) не предусмотрено. Планируется лишь их индексация с учетом уровня инфляции.
“Предложенные размеры прожиточного минимума более чем вдвое ниже его фактического размера. Учитывая, что базовый тарифный разряд в бюджетной сфере базируется на размере прожиточного минимума, тем самым снижается уровень зарпла-ты почти 4 млн работников бюджетной сферы”, – сообщили в ФПУ.
Об этом следует сказать подробнее, так как привязка Единой тарифной сетки к прожиточному минимуму (без учета ми-нимальной зарплаты) ведет к самым уродливым перекосам в системе оплаты труда работников бюджетной сферы.
Так, на сегодняшний день оклад работника 1-го разряда (уборщица, вахтер) составляет всего 1762 грн, а оклад больше ми-нималки (3723) имеют лишь бюджетники, начиная с 12-го разряда (учителя, врачи), у которых оклад составляет 3735 грн. Как известно, в бюджетной сфере действует такая схема: если минимальная зарплата больше оклада, то разница доплачивается за счет бюджета. Однако разумные пропорции в оплате труда при этом никто не гарантирует (то есть, зарплаты более высоким категориям должным образом никто не повышает) – в результате возникает уравниловка, когда сторож или уборщица может получать почти столько же, сколько медсестра и т.д.
При действующей системе, с 2019 года на уровень минимальной зарплаты выйдут уже должностные оклады 14-го разряда (это хирург 1-й категории, преподаватель вуза) – соответственно, перекосы в оплате труда только усилятся.
В то же время, следует отметить: украинские профсоюзы уже давно поражают своей пассивной позицией – дальше заявле-ний дело почти никогда не идет. “Что касается профсоюзов, то им уже пора бы организовать хотя бы одну приличную заба-стовку. А то Украина по сравнению с европейским странами, где массовые забастовки проходят чуть ли не раз в три-четыре месяца, выглядит как страна с социальной кладбищенской тишиной”, – заметил по этому поводу аналитик Алексей Кущ.

ВПЕРЕДИ ПАРОВОЗА

Что же касается экономистов, то их мнение однозначно: социальные стандарты повышать надо, но этот рост должен хоть как-то соответствовать экономическому росту страны. Однако у нас эти цифры вообще никак не связаны.
Судите сами. В то время, как экономика страны с большим трудом растет на 2-3% в год (хотя и эти цифры многие называ-ют манипуляциями Госстата), минимальная зарплата с 1 января 2017 года подскочила на 100% (с 1600 до 3200 гривен), с 1 января 2018 года – на 16% (до 3723 грн.), а теперь ее планируют поднять еще на 12%.
“Такой чисто номинальный, “на бумаге” рост минимальной зарплаты – это дорога в никуда, – уверен президент Украинско-го аналитического центра Александр Охрименко. – Без реального роста экономики вообще, и без роста производительности труда в частности, это приведет лишь к очередному витку инфляции”.
По словам Охрименко, для Украины это стало обычной практикой: пиарясь накануне выборов, поднимать зарплаты и пен-сии, а после выборов – в зависимости от их результатов, либо во всем винить предшественников, либо пытаться убедить всех вокруг, что обесценивание национальной валюты совершенно никак не связано с предыдущим решением поднять мини-мальные доходы.
При сегодняшней экономической ситуации такой стремительный рост минимальных и средних зарплат – самообман чи-стой воды, добавляет экономист Андрей Мартынюк. И этот самообман очень быстро вернется к нам всем бумерангом в виде высокой инфляции. В результате, получая на руки номинально большие суммы, украинцы смогут на них оплатить все мень-ше и меньше товаров и услуг.
“Повышение минималки без реального экономического роста приведет не только к очередному росту цен и тарифов, но и к росту безработицы. Дело в том, что бизнес, особенно малый и средний, просто не в состоянии беспрерывно увеличивать зар-платы в условиях, когда производство в лучшем случае стоит на месте. В такой ситуации предприятия либо еще глубже уходят в тень, либо закрываются”, – говорит Мартынюк
Кстати, по прогнозам Минэкономразвития, минимальная зарплата за следующие 3 года вырастет более чем в полтора раза. Так, к концу 2019-го она составит 4600 грн. 2020 года украинцы будут по-лучать минимальную зарплату 5400, а 2021-го – 6200 гривен.

Александр Михайлов