ДЕТИ, В ШКОЛУ СОБИРАЙТЕСЬ!

Что дала украинской школе реформа образования
Нет нужды объяснять прописные истины, что эффективная система народного образования является абсолютно необходимым условием для прогресса и развития страны. К сожалению, сегодня эксперты отмечают в Украине совершенно противоположные процессы: усиливающуюся деградацию образования – на фоне экономической разрухи и развала промышленности.

“ТОТАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА”

Образовательная пропасть — это больше не громкие слова или спекуляции. Это факт, который зафиксирован на всеобщем независимом тестировании. Даже политики и чиновники схватились за головы после опубликования результатов ВНО, которые выявили просто позорный уровень знаний выпускников школ по большинству предметов. Особенно – по математике и физике.
“Наверное, самая большая проблема у нас сейчас существует по математике… Например, задача по теме, которая в школе изучается в 7–8 классе. Это действия с дробями… Задание не сложное, но, к сожалению, только 52% смогли справиться с задачей, с которой должны были бы работать в 8 классе”, — сообщил директор Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО) Вадим Карандий.
Ситуацию с физикой он проиллюстрировал другим примером. “Элементарная задача на относительность движения, когда нужно было определить скорость самолета относительно берега – при том, что он взлетает с авианосца. С этой задачей справились лишь две трети участников. Это задача только на одно действие, когда нужно было просто из одной скорости вычесть другую”, — сказал Карандий.
Заметим, что тесты по математике и физике не являются обязательными – их сдают по собственному желанию лишь те абитуриенты, которые в дальнейшем не исключают поступление именно на инженерно-технические специальности. И таких, как правило, в последние годы набирается очень немного. Поэтому можно смело предположить, что если бы математику пришлось сдавать всем поголовно, то упомянутая задачка для 8 класса поставила бы в тупик уже не 48%, а все 78% выпускников.
“Это же тотальная катастрофа! О каких перспективах развития украинского IТ-сектора и инжиниринга мы говорим? О каких технологических прорывах мы мечтаем? Не хочется напоминать банальные истины, но образование — это путь к успешному будущему. Сворачивая с этого пути, мы сознательно обрекаем себя на периферию жизни… И это касается не только близкой мне математики. Английский, история, география, и, что поражает, украинский… Вдумайтесь! И этого никто не замечает!” — эмоционально прокомментировал итоги реформы образования министр иностранных дел Павел Климкин.
Попутно заметим, что Климкин, который еще при Советской власти окончил Московский физико-технический институт по специальности “прикладная математика и физика”, также несет ответственность за нынешнее положение вещей в Украине. Но в данном случае с ним можно согласиться.
Что касается других дисциплин, то приведем лишь несколько, взятых наугад примеров.
Так, 30% участников тестирования считают, что Украина является федерацией, конфедерацией или союзным государством. Только 16,8% участников знают, что князь киевский Владимир в 988 году выбирал новую религию среди христианства, ислама и иудаизма. При том, что другими вариантами ответов были: “индуизм”, “буддизм”, “даосизм” и “конфуцианство”.
Лишь 20% школьников смогли правильно определить ударение в общеупотребимых словах, а 56% участников не знают, что сила ветра зависит от разницы атмосферного давления.
Такие примеры можно приводить бесконечно, но ясно одно: перед нами наглядная картина катастрофы украинского образования. Ведь в описанных выше примерах речь идет не о каких-то редких фактах или специфических навыках, а о базовых знаниях и логике.

ПОДГОТОВКА БАТРАКОВ

Доведя “до ручки” экономику, и уже не имея достаточного количества денег на покрытие своих расходов, украинская власть начала сбрасывать с себя социальную сферу. Естественно не обошли проблемы и образование.
Закрылась треть школ. Причём закрываются школы и в сёлах, и в городах – просто потому, что нет денег. Уже никто не говорит о “школьных автобусах” – если где-то что-то и уцелело, не было конфисковано “на войну”, украдено местным руководством или пришлыми бандитами – то эти машинки ездят на последнем издыхании, поскольку не на что купить запчасти, да и бензин дороговат не всем по карману.
Зарплаты учителей в реальном выражении упали, а нагрузка на них выросла. В рамках реформы, химию, биологию, физику и географию хотят объединить в один курс, который будет вести один преподаватель. Осталось, как в младших классах, оставить по одному учителю на класс до самого выпуска – чтобы вёл все предметы, начиная от труда и физкультуры, и заканчивая ботаникой и физикой.
Понятно, что при таком раскладе лучшие кадры из сферы образования уже “вымыты”. Но, ведь в дополнение к экономическим трудностям, учителя испытывают ещё и идеологическое давление. Они обязаны проводить разного рода “дни вышиванок”, собирать с родителей деньги на “помощь армии”, должны проводить патриотическую пропаганду и следить за идеологической непорочностью не только учеников, но и их родителей.
При этом многие жалуются, что во многих школьных коллективах процветает доносительство. Критикуешь власть (пусть даже с “патриотических” позиций) — рискуешь остаться без работы. Не веришь, что украинцы возникли раньше Адама и Евы — тебе не место в школе.
Пятый год кряду в стране идет деградация образования, выпускники скоро уже не будут знать таблицу умножения – а в это время Петр Порошенко заявляет, что едва ли не главным приоритетом для школьников должно стать изучение иностранных языков. Об этом президент Украины заявил 21 августа во время выступления на конференции педагогических работников “Новая украинская школа: старт реформы, участие громад”.
“Подчеркну важность повышения квалификации учителей иностранных языков. Очень важно, чтобы украинец по окончании украинской школы мог свободно владеть языком. Иностранный язык — это как воздух, без которого ты не будешь конкурентоспособным в любой отрасли”, — сказал Порошенко.
Создается ощущение, что Порошенко отрабатывает вполне определенный заказ по штамповке не очень образованных, но владеющих иностранных языками работяг, которые займут самые невостребованные места на рынках труда “наших зарубежных партнеров”. Как известно, в последние годы трудовая миграция уже приобрела лавинообразный характер – украинцы активно разъезжаются по свету в поисках лучшей доли, и с каждым днем их количество растет.

КАКАЯ ЭКОНОМИКА, ТАКОЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Все, что происходит в украинском образовании — это прямое следствие развала промышленности, – считает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
“Раньше украинское общество и украинский социально-экономический уклад были индустриально-аграрными. То есть, с очень крепкой наукой, соответственно, с очень сильным образованием и, соответственно, со связью этой науки с промышленностью.
Поскольку индустрия разрушилась, то уже нет необходимости в науке, и мы видим, что она, по большому счету, погибла. Нет необходимости и в квалифицированных кадрах, которые раньше выпускала система образования.
Для страны, ключевым сектором экономики которой будет сельское хозяйство, нет необходимости вкладывать большие деньги и воспитывать хороших специалистов в физике, химии, инженерии и всем остальном. Лучшие технические кадры, которые еще были подготовлены в прошлом, сегодня покидают или уже давно покинули страну. Завершается трансформация экономической модели Украины из индустриально-агарной в аграрно-сырьевую. И это, безусловно, сказывается на образовании”, – заметил Бортник.
По его мнению, экономика страны с таким низким качеством образования будет только придатком для более развитых экономик – прежде всего, Европейского союза, Китая, США и России.
Эксперты отмечают: сегодня высокое качество образования доступно только единицам, только в лучших школах и только в случае, если родители очень сильно об этом позаботятся. Не случайно в последние годы наметился сильный отток украинских студентов за рубеж – молодые люди едут получать высшее образование в Европу, США и в ту же Россию, и большинство из них назад уже вряд ли вернется. Все, кто остался здесь, получат образование очень низкого уровня, которое не позволит им конкурировать впредь в будущем украинском обществе.
При таком раскладе, стремиться к получению высшего образования в Украине во многих случаях становится просто бессмысленно. Это подтверждают и статистические данные, которые недавно озвучил глава Государственной службы занятости Украины Валерий Ярошенко: “Около 45 процентов безработных, которые стоят на учете в службе занятости, имеют высшее образование”, — заявил чиновник.
Но 45% – это в среднем. По словам руководителя ведомства, в крупных городах, в частности, в Киеве, Харькове и Запорожье, 9 из 10 безработных получили образование в вузах.
Как говорится, комментарии излишни.

Алексей Градов