ЖИЗНЬ ПО МИНИМУМУ

Страна выходит на предвыборную финишную прямую, а это всегда означает открытие “аттракциона неслыханной щедрости”. Правда, пока что на словах. Традиционно одним из главных номеров этой программы является повышение минимальной заработной платы для нищего населения. Единственное, что может омрачить этот праздник жизни – это агонизирующая экономика: деньги на предвыборные пряники стало находить все труднее.

ЖЕЛАЕМОЕ…

Для начала отметим, что у Международной организации труда (МОТ) есть специальный стандарт – минимальная зарплата в каждой конкретной стране должна быть не меньше, чем 60% от средней зарплаты в той же стране. Если учесть, что на данный момент украинцы в среднем зарабатывают 8480 грн (по крайней мере, так утверждает Госстат) – значит, минималка должна быть не меньше 5040 грн. Также эксперты МОТ отмечают, что средние зарплаты в стране растут ежемесячно, а минимальную зарплату в лучшем случае пересматривают два раза в год. Поэтому, повышая социальные гарантии, нужно закладывать прогноз роста средней зарплаты.
Здесь можно вспомнить и Конституцию Украины (день которой мы сейчас как раз торжественно отмечаем): согласно положениям Основного Закона, украинцы должны зарабатывать не меньше прожиточного минимума. Его фактический (не путать с официально утвержденным) размер, согласно расчетам Минсоцполитики, уже по состоянию на апрель составлял более 4,2 тыс. гривен, а к концу года (учитывая рост цен и тарифов) он поднимется как минимум до 5 тысяч гривен. Отдельно отметим, что и в этом прожиточном минимуме не учитываются расходы украинцев на мобильную связь, интернет, покупку или аренду жилья и т.д.
Иными словами, как ни крути, но минимальную зарплату нужно повышать как минимум до 5 тыс. гривен.
Как известно, в последний раз минимальную зарплату повышали в начале 2017-го – с 3200 до 3 723 гривен. Такой она и остается по сей день. Впервые о повышении минималки до 4200 грн в конце прошлого года заговорил президент Петр Порошенко. Тогда Кабмин и Администрация Президента договорились принять соответствующее решение по итогам первого квартала 2018-го. Однако эти итоги оказались провальными – денег собрали даже меньше запланированного, и тему отложили до лучших времен.
Сейчас новая и.о. главы Минфина Оксана Маркарова говорит, что экономические показатели вроде бы улучшились, однако тему повышения минимальной зарплаты она комментирует без всякого энтузиазма. “Увеличение минимальной зарплаты зависит от экономической ситуации. Пока могу сказать, что нынешняя ситуация дает нам сдержанный оптимизм в этом вопросе”, – отметила она.
Тем не менее, в правительстве уже опять пообещали повысить минималку. В частности, об этом заявил вице-премьер Павел Розенко – правда, без уточнения сроков, отделавшись лишь расплывчатой формулировкой “в этом году”. При этом он пообещал, что печатный станок включать не будут, и всплеска инфляции не произойдет.
“Это никак не отразится на росте цен. Исполнительная власть поступит в отношении данного вопроса только с реальной позиции. Главный фактор – это экономика, которая покажет необходимость поднимать заработную плату в Украине”, – заявил Розенко.
А в прогнозе Минэкономразвития говорится, что правительство и дальше будет повышать минимальную зарплату: в 2019 году она повысится до 4600 грн, в 2020-м – до 5400 грн, а в 2021-м – до 6200 гривен.

… И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ

В то же время, ведущие украинские экономисты не разделяют оптимизма чиновников. По их мнению, экономика страны “барахтается на дне”, поэтому в бюджете просто нет денег для повышения минималки. Соответственно, профинансировать это мероприятие можно только за счет повышения налогового давления на людей и бизнес, а также путем раскручивания инфляции в Украине.
“Минимальная зарплата, как индикатор рабочей силы в стране, должна соответствовать продуктивности труда. А продуктивность работы измеряется темпами роста экономики. В наших условиях, к сожалению, мы не можем опережающими темпами повышать минимальную зарплату, особенно для работников госсектора. Это приведет к тому, что денежная масса на руках у нанятых работников увеличится, а стоимость созданных ими товаров и предлагаемых услуг – нет. Как результат, это даст еще большее увеличение инфляции”, – заявил в этой связи экономический эксперт Валерий Гладких.
По его мнению, прогнозировать возможные варианты повышения минималки пока сложно – из-за крайне нестабильной экономики.
Напомним, что недавно и Александр Данилюк (еще на должности главы Минфина) заявлял, что предпосылок для повышения минимальной заработной платы в Украине нет. По его словам, повышение минималки – это дополнительные расходы, которые страна в сложившейся ситуации не может себе позволить.
“Мы просчитывали несколько вариантов, сколько это может стоить. Повышение минималки с апреля обошлось бы госбюджету минимум в 13 млрд грн. И это минимальная сумма, которая нужна только на повышение минималки – без учета повышения должностного оклада работника и тарифного рассмотрения единой тарифной системы”, – отметил Данилюк.
О том, что новое повышение минималки ударит по легальному бизнесу, вынуждая его и дальше уходить в “тень”, заявил и экономический эксперт Константин Ликарчук.
“Это популизм и некорректные вещи. На самом деле, таким образом только усиливается давление на “белый бизнес”. Ведь, повышая минимальную зарплату, мы автоматически повысим для него налоги. Он платит единый социальный взнос с суммы этой зарплаты. Поэтому это популизм в чистом виде”, – убежден Ликарчук.
В свою очередь, экономист и банкир Александр Савченко утверждает, что в настоящий момент любое повышение соцстандартов в Украине экономически не обоснованно.
“У нас темпы роста ВВП – 2-3 процента, причем большая их часть достигнута за счет инфляции. Поэтому, если правдиво посчитать, вообще неизвестно, есть ли у нас этот рост или нет. В такой ситуации обещание повышения соцстандартов – популизм”, – отметил он.
И добавил: за четыре года власти не удалось провести ни одной экономической реформы, которая ускорила финансовый рост. А нынешний слабый всплеск обусловлен только благоприятными условиями внешней торговли: в течение последнего года цены на металлы выросли в 1,8 раза, также повысилась стоимость на продукты сельского хозяйства.
По его мнению, в такой ситуации нужно радикально сократить численность чиновников, ведь на их содержание тратятся большие средства.
“Количество министерств, министров и их заместителей нужно уменьшить в три раза. Ведь численность нашего госаппарата – это огромный ресурс. Далее можно уменьшить и социальную нагрузку для бизнеса, ведь за счет сокращения социального налога можно увеличить доходы тех, кто работает и зарабатывает”, – говорит Александр Савченко.
Однако такие рациональные идеи, как правило, зависают в воздухе. Да и действительно – урезать субсидии и сокращать объемы социальных гарантий для народа – это всегда пожалуйста. Но сокращать самих себя?

Александр Михайлов