Мороз в открытом письме президенту: Бортническая станция аэрации полностью изношена. Кто дает разрешение на новые постройки и кто ответит за возможную катастрофу?

Глава Верховной Рады Украины II и V созывов Александр Мороз написал открытое письмо руководству страны и Киева, в котором призывает пересмотреть принципы застройки столицы, организации жизни и досуга горожан. Письмо также подписали известные общественные и политические деятели. Издание “ГОРДОН” эксклюзивно публикует полный текст обращения.

Мороз: Наиболее острый для Киева вопрос: отвечает ли пропускная способность инженерных сетей (в первую очередь канализации) дополнительной нагрузке от новостроек?
Мороз: Наиболее острый для Киева вопрос: отвечает ли пропускная способность инженерных сетей (в первую очередь канализации) дополнительной нагрузке от новостроек?
Фото: Ростислав Гордон / Gordonua.com

Обращаясь к известным в Украине людям с предложением подписать это письмо, не встретил ни наименьшего сомнения относительно его содержания. Одно, что вызвало сомнение, – а будет ли какая-то реакция власти (не на само письмо, а на проблему)?

Надеюсь, однако, что будет. Ведь с бездумьем, с абсурдом, который наблюдается в застройке столицы (да и других городов), во многих изменениях, которые почему-то называются положительными реформами, Украина движется к катастрофе. Мы не имеем права ее допустить.

Привлекая внимание общества к такой опасности, авторы письма надеются, что каждый соотечественник почувствует собственную ответственность и за то, что есть, и за то, почему оно является именно таким.

Нет нейтральных наблюдателей. Мы все – участники действа. Страна будет такой, какой мы ее сами создадим.

Президенту Украины П. Порошенко

Премьер-министру Украины В. Гройсману

Киевскому городскому главе В. Кличко

Уважаемые Петр Алексеевич, Владимир Борисович, Виталий Владимирович!

Оставаясь небезразличными ко всему, что происходит в стране, хотим привлечь ваше внимание к вопросу, который нуждается в принципиальном и срочном решении.

Речь идет о состоянии и перспективе развития столицы Украины. Даже без профессионального анализа и выводов специалистов становится очевидным, что Киев расстраивается невероятными темпами, но без элементарной логики градостроительства, иногда без здорового смысла. Развитие города никоим образом не учитывает жизненных потребностей его жителей и особенностей столичного статуса. Все подчинено лишь частным интересам застройщиков, возможностям получить выгоду отдельным бизнесменам и наживу чиновникам, причастным к распоряжению землей в городе, к другим разрешительным, регулирующим и контролирующим функциям, что в целом означает коррупционно-мафиозную систему. (Кто сомневается в такой оценке, пусть сравнит объективную себестоимость строительства и заявленную цену жилья на его первичном рынке, объяснит природу стоимостных “ножниц”, которые покрываются из кармана потребителя).

Киев стал одним из самых неудобных для обитания городов в Европе. Сплошные транспортные пробки, нехватка парковок, уплотнение застройки, дефицит школ и детских садов, сокращение зеленой зоны, перегруженность метро, разбитые дороги и тротуары, фактическое отсутствие мест для отдыха во дворах, превращение их в платные автостоянки. Это только внешние признаки хаотичной застройки, без упоминания о принципиальной для мегаполиса задачи – баланс между численностью жителей и их трудовой занятостью.

Создается впечатление, что последний вопрос городская власть не способна ни анализировать, ни решать.

Вызывает беспокойство практика новой застройки. В погоне за выгодой происходит повсеместное скопление высотных сооружений в новообразованных кварталах, оно подавляет людей. На случай любой природной или техногенной ситуации (пожара, например) из квартала – “колодца”, загроможденного транспортом и разными малыми архитектурными сооружениями, невозможно выбраться. В Киеве, по предварительной информации, отсутствуют пожарные машины, способные помочь погасить огонь выше 15-го этажа, при этом индивидуальное утепление квартир и переоборудование балконов еще больше усиливает опасность пожаров.

Владельцы жилья, имея непомерный груз коммунальных платежей, вынуждены платить необоснованные суммы на обслуживание придомовых территорий, хотя целевого использования этих астрономических сумм киевляне не видят.

Можно приводить много других примеров относительно городских проблем:

  • обезображенный архитектурный ландшафт когда-то одного из красивейших городов в мире;
  • в центре Киева зарастает Днепр, а песок добывается преступным образом за окраинами, уничтожая природную среду; хищнически присваиваются зоны отдыха и спорта на реке;
  • много незавершенных сооружений, брошенных строителями; отсутствуют вкус и мера в вывесках, рекламах, демонстрируется унизительное рвение в использовании иностранных терминов;
  • неорганизованность с уборкой и утилизацией отходов; превращение многих мест столицы в провинциальные базары и мусорки.

Однако есть более важные вопросы. Первый из них: для кого расширяется Киев, есть ли и на что ориентирован генеральный план его развития? По предварительным данным, в Киеве и на его окраинах построено более 200 тысяч квартир, уже не востребованных потребителями. В то же время, большая часть домов используется как “прибыльное жилье”, сдается в аренду. В городе не налажен порядок использования этих площадей: кто и на каких основаниях заселяется, сколько фактически находится людей в арендованном жилье, откуда они и чем занимаются в Киеве, как защищены в своих правах киевляне, которые проживают рядом…

Кстати, названные проблемы характеризуют ситуацию в городах-миллионниках и не только. Речь идет о сложном этапе перемен в жизни общества и государства. Суть этого этапа, его объективные и субъективные причины, ожидаемые последствия и так далее в государстве никто не анализирует, прогнозов не дает. В стороне от этих процессов находится наука, возможности которой подорваны отсутствием финансирования.

Второй, и, возможно, наиболее острый для Киева вопрос: отвечает ли пропускная способность и мощность инженерных сетей (в первую очередь, канализационная система) дополнительной нагрузке от новостроек? Еще недавно добиться отвода участков под строительство было почти неразрешимой проблемой. Как случилось, что границы Киева без каких-либо общегосударственных решений расширились во все стороны – до Вишневого и Виты Почтовой, до Броваров и Борисполя, до Обухова, Вышгорода и до Ирпеня? Известно, что Бортническая станция аэрации полностью изношена. Кто дает разрешение на новые постройки и кто будет отвечать за возможную катастрофу, которая способна затронуть интересы не только украинского Поднепровья, но и причерноморских стран?

Считаем необходимым:

  • на государственном уровне рассмотреть комплекс вопросов, которые определяют состояние и перспективу, в частности, столицы и страны в целом. Создать для этого Государственный совет стратегического планирования (с официальным и общественным статусом ее членов), привлекая и коллективы АН Украины;
  • утвердить решение относительно прекращения новой жилой застройки Киева, сосредоточив ресурсы бюджета и частных кампаний на благоустройстве города, ремонте и реставрации жилья и других сооружений, приведении в образцовый порядок зон отдыха, в частности в Гидропарке и повсюду возле Днепра;
  • решить проблемы транспортного обслуживания населения (паркинги и терминалы при въездах в городскую зону, парковки, ограничение транзита, объездная дорога, коммунальный транспорт, обновление мостов и переходов и т.д.);
  • выделить из бюджета средства для расчетов с застройщиками, организовать освоение нового жилья киевлянами, которые годами стояли в очереди, под условия долгосрочного кредитования (25–30 лет) по реальным, а не спекулятивным ценам;
  • создать из новостроек обменный фонд жилья, чтобы отселить предназначенные для замены “хрущевки” и панельные девятиэтажки, сориентировать возможности застройщиков на реконструкцию жилищного фонда.

Мировой опыт учит, что власть, несмотря на свою временность, все равно должна заботиться о настоящем и будущем города (всей заселенной сети) и о качестве жизни в нем людей.

Масол В.А. – глава Совета Министров УССР (1987–1990 гг.),
премьер-министр Украины (1994–1995 гг.)

Матвиенко Н.М. – народная артистка Украины

Мороз О.О. – глава Верховной Рады Украины II и V созывов

Патон Б.Е. – президент АН Украины

Плачков И.В. – министр энергетики Украины (1999 г.),
министр топлива и энергетики (2005–2006 гг.)

Радзиховский А.П. – доктор медицинских наук, профессор кафедры общей
и неотложной хирургии Национальной медицинской академии
последипломного образования имени П.Л.Шупика

Симоненко В.К. – первый вице-премьер-министр Украины (1992 гг.),
глава Счетной палаты Украины (1996–2011 гг.),
член-корреспондент НАН Украины

Скляров В.Ф. – министр энергетики и электрификации УССР (Украины) (1982–1993 гг.),
академик Инженерной академии наук Украины

Скорик Л.П. – профессор Национальной академии изобразительного искусства
и архитектуры, народный депутат Украины І созыва

Фокин В.П. – глава Совета Министров УССР (1990–1991 гг.),
премьер-министр Украины (1991–1992 гг.)

http://gordonua.com/news/politics/moroz-v-otkrytom-pisme-prezidentu-bortnicheskaya-stanciya-aeracii-polnostyu-iznoshena-kto-daet-razreshenie-na-novye-postroyki-i-kto-otvetit-za-vozmozhnuyu-katastrofu-243348.html