ВОТ ТЕБЕ, БАБУШКА, И ЮРЬЕВ ДЕНЬ

ЧЕГО ДОБИЛСЯ НА СВОЕМ ПОСТУ ВЛАДИМИР ГРОЙСМАН

В эти дни украинские СМИ увлеченно обсуждали результаты двухлетнего пребывания Владимира Гройсмана на посту премьер-министра Украины. И хотя все мы прекрасно понимаем, что глава правительства не обладает абсолютной властью в стране, но с другой стороны, мы помним о колоссальных амбициях Гройсмана. “Я вам покажу, что такое управление государством”, — заявил Гройсман после того, как за него, тогда еще 38-летнего, проголосовали 257 нардепов. Каковы же реальные результаты работы Гройсмана, и как он выглядит на фоне своих “попередников”?

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Некоторые “придворные” и проплаченные аналитики пытаются представить Владимира Гройсмана, как великого реформато-ра, при котором были успешно запущены как минимум три эпохальные реформы: пенсионная, образовательная и медицинская. Однако независимые эксперты утверждают: основная цель указанных “реформ” – это кардинальное сокращение бюджетных рас-ходов на эти сферы.
“В Украине не проводится никаких реформ. Цель любой реформы – улучшение жизни граждан. То же что в Украине называют “реформами”, на самом деле имеет ровно противоположный смысл и задачи”, – утверждает руководитель Центра “Третий сектор”, политолог Андрей Золотарев.
А по словам главы Комитета экономистов Украины Андрея Новака, Владимир Гройсман не может похвастаться ни одной ре-формой, доведенной до логического конца.
“За время пребывания Владимира Гройсмана на посту премьер-министра не была осуществлена ни одна из провозглашенных реформ. Медреформа страдает отсутствием основного экономического механизма – обязательного медицинского страхования. Реформа образования не является экономической по своей сути. Что же касается “пенсионной реформы”, то также нет основа-ний считать её таковой. Ведь пенсионная система как была одноуровневой (солидарной), такой же и осталась. Разве что лишь усложнились условия выхода на пенсию, а также условия начисления пенсий”, – заявил Новак в интервью ГолосUA.
От себя добавим: в результате экспериментов над медициной после прихода к власти “европейских реформаторов”, по уровню здравоохранения Украина оказалась на 135-м месте из 148 стран – (хуже, чем Афганистан, Ирак, Судан или Йемен). Это согласно исследованиям Gallup International (Института Гэллапа).
По общему мнению специалистов, образовательная реформа имеет целью полную и окончательную дебилизацию подрастаю-щего поколения (тех, кто не сможет обучаться в частных школах и за рубежом). Эта политика очень четко укладывается в кон-цепцию “аграрной супердержавы”, которой одержима нынешняя власть: холопам на панщине больших знаний не нужно.
Что же касается “пенсионной реформы”, – то это откровенно антинародное мероприятие, имеющее целью лишь скрытое повышение пенсионного возраста и снижение выплат всем будущим поколениям пенсионеров.

ЭКОНОМИКА

По словам Андрея Новака, никаких реформ не произошло и в украинской экономике: ни административной, ни налоговой, ни бюджетной, ни таможенной, ни тем более денежно-кредитной. Именно поэтому, результаты 2017 года фактически дублируют результаты 2016-го. К примеру, рост ВВП как был, так и остался в районе 2,5%, а отдельные показатели и вовсе демонстрируют отрицательную динамику.
“Одним из важнейших показателей является объем прямых иноземных инвестиций. Так вот, за 2017 год в страну пришло 2,5 миллиарда долларов, тогда как 2016 году в страну пришло на миллиард больше. То есть, инвестиции сократились практически на треть”, – заявил экономист.
Еще одним результатом “экономических реформ”, по мнению Новака, является факт сокращения на 60% программы помощи от МВФ. А это, как отметил экономист – явное свидетельство того, что положение в экономике страны ухудшилось.
“По этим наиболее объективным экономическим критериям – объем иностранных инвестиций и объем сотрудничества с ми-ровыми финансовыми институтами, Украина имеет негативные результаты”, – констатировал экономист.
А третьим, и наиболее убийственным критерием оценки деятельности правительства Гройсмана, является повальная трудовая миграция: по разным оценкам, за рубеж в поисках работы уже выехало порядка 9-10 миллионов украинцев. Это – абсолютный рекорд за все годы независимости, который свидетельствует о самом настоящем крахе украинской экономики.
“Именно, поэтому, основываясь на наиболее объективных критериях оценки национальной экономики, мы можем сделать вы-вод: правительству перед парламентом нечем отчитываться. За исключением разве что надуманных статистических манипуля-ций. Не более того. Поэтому для Гройсмана не оставалось другого выхода, как перенести свой отчет перед Комитетом Верховной Рады по экономической политике на 20 июня”, – резюмировал А. Новак.
Напомним, что Парламентский комитет по вопросам экономической политики, который должен был рассмотреть отчет пра-вительства в среду, 18 апреля, перенес заседание на два месяца.
Для полноты картины добавим, что в результате “реформы ЖКХ” долги населения за жилищно-коммунальные услуги достигли астрономической суммы в 40 млрд грн, и еще 30 млрд гривен государство должно поставщикам услуг по субсидиям. “Я не знаю, как правительство собирается погашать эти долги”, — заявил в этой связи экономист Александр Охрименко.
Аналогичная картина наблюдается и со всеми остальными “реформами” власти.

СОВРЕМЕННИКИ И “ПОПЕРЕДНИКИ”

В разговорах с простыми людьми мне зачастую приходится слышать такое мнение: мол, все наши беды происходят из-за того, что во власти находятся чиновники, которые умеют только воровать, но абсолютно не умеют и не хотят работать.
Наверное, эта мысль не лишена оснований, но я бы не был столь категоричен. Возможно, Владимир Гройсман (кстати, самый молодой премьер независимой Украины) шел во власть с самыми благородными намерениями. Однако – как и все другие – по-пал в глубоко порочную и насквозь прогнившую систему, где любые благие помыслы погибают еще в эмбриональном состоянии. Как говорится, “с волками жить – по волчьи выть”.
Мы уже не будем говорить о коррупции – это тема отдельного разговора. Более страшным тормозом для развития украинской экономики является ее сырьевая направленность, что характерно для самых отсталых стран.
По расчетам экономистов, украинская экономика на 80-90% зависит от мировых рынков сырья. И именно по колебаниям цен на сырье можно оценить “успешность” того или иного премьер-министра.
Как известно, цены на сырье росли с 2001 по 2007, затем – с 2011 по 2013 и с конца 2016 по начало 2018 года. Именно в эти годы и росла украинская экономика, а правительства оценивались как “эффективные”. Но стоило упасть спросу на металл, “хи-мию” и зерно, как “профессионализм” властей куда-то исчезал.
С одной стороны, это вроде бы может служить оправданием для “неэффективных” премьер-министров – дескать, виноват не я, а мировая конъюнктура. Но с другой стороны, за все годы независимости украинские власти не сделали ничего, чтобы избавиться от сырьевой зависимости экономики. Скорее, наоборот: из года в год производство высокотехнологичной продукции сокраща-лось, а место станков и турбин в украинском экспорте все больше занимали металл, зерно, а сейчас еще и растительное масло. Особенно в этом преуспела нынешняя власть, которая методично добивает остатки украинской промышленности и бредит иде-ями “аграрной сверхдержавы”.
Экономисты Михаил Кухар и Григорий Кукуруза составили рейтинг эффективности украинских премьеров (см. таблицу), под-считав, как за время их каденции изменились реальные зарплаты населения и ВВП страны.
Как это ни парадоксально, но на первом месте (причем, с огромным отрывом) оказался Виктор Янукович – именно при нем в 2004 году был достигнут рекордный прирост ВВП на 12,4%. За время его премьерства экономика выросла на 377 млрд (в ценах 2010 года), а реальная зарплата трудящихся – на 65%.
Учитывая президентские амбиции лидера “Батькивщины”, особо стоит сказать о профессиональных качествах Юлии Тимо-шенко. Как видно, в списке неудачников, ВВП при Тимошенко рухнул на 162 млрд. гривен. С одной стороны, это объясняется тем, что на ее каденцию пришелся мировой финансовый кризис 2008-2009 годов – и в какой-то степени это может служить для нее оправданием. Но не будем забывать, что именно Юлия Тимошенко в самом начале кризиса клялась и божилась, что Украину он не затронет. В результате этой чудовищной некомпетентности и преступной халатности, не было предпринято никаких пре-вентивных мер, и в итоге наша страна пережила эти потрясения гораздо тяжелее других стран СНГ, и хуже большинства стран мира.
Возвращаясь к Гройсману, можно сказать: продержаться два года в кресле премьер-министра удавалось немногим – и уже это большое достижение. Однако его дальнейшие перспективы остаются неясными.
“У нас не так много премьеров, которые оставались на этом посту более двух лет, а рекордсменом по-прежнему остается Николай Азаров (больше трех лет). Хотя риски отставки нынешнего Кабмина все же есть. Мы живем в стране, в которой может произойти все, что угодно. Тем более что в парламентской коалиции есть люди, которые критично относятся к премьеру и постоянно поднимают вопрос отставки нынешнего правительства. Но если отставка Гройсмана не отвечает интересам президента, я думаю, у него есть довольно высокие шансы продержаться на своем посту вплоть до выборов”, – считает поли-толог Владимир Фесенко.

Александр ПОЛУЯНОВ