В УКРАИНЕ МОНЕТИЗИРУЮТ ТРАНСПОРТНЫЕ ЛЬГОТЫ

На заседании Кабмина (14 марта) было решено начать монетизацию льгот на проезд во всех видах общественного транспорта – в автобусах, метро, троллейбусах, трамваях и др. Вместо бесплатного проезда льготы будут выдавать деньгами – а как их потратить, будут решать сами льготники.

Сообщается, что новшество распространится не только на городские маршруты – льготы на проезд выдадут деньгами и пассажирам пригородных и междугородних маршрутов. Окончательные размеры выплат определят местные власти, но Кабмин утвердил основной принцип расчетов на месяц: средняя стоимость проезда умножается на 30 поездок. Например, если в Черкассах проезд в троллейбусе стоит 2 грн, то пенсионерам будут выплачивать 60 грн.
По словам вице-премьер министра Павла Розенко, решение о монетизации льгот будет принимать исключительно местный орган власти. Если же они такого решения не примут, то льготы по-прежнему будут предоставляться в безналичной форме.
“Несмотря на то, что льготы на транспорт сейчас финансируются из местных бюджетов, Кабинет министров предоставил право именно местным органам власти решать вопрос “безналичная/монетизированная форма льгот”, – отметил вице-премьер.
Таким образом, решение правительства на местах вступит в действие только тогда, когда местный совет примет решение о “монетизации” льгот.
Также Павел Розенко заверил, что никаких ограничений в “30 поездок в месяц” правительство не утверждало. Он объяснил, что Кабмин утвердил лишь минимальные социальные нормы.
“Это – гарантия, ниже которой местный орган власти не имеет права рассчитывать монетизированную выплату льготнику”, – отметил Розенко.
По его словам, органы местного самоуправления получили право устанавливать любое количество поездок для льготников – хоть 100 или 200, но не меньше, чем диктует минимальная социальная норма, то есть не меньше 30.
“То есть, если местный совет примет решение о монетизации льгот, он должен установить и соответствующие социальные нормативы”, – добавил Розенко.
По предварительной информации, сами перевозчики к этой инициативе Кабмина отнеслись положительно: только за 2017 год они на бесплатном проезде потеряли более 900 млн гривен (которые им не возместили органы власти). Однако люди опасаются, что монетизация льгот на проезд не заработает в полной мере из-за нехватки денег на местах, что может привести к бунтам социально незащищенных граждан.
По словам экспертов, все может произойти по накатанной схеме: сначала громкие обещания, а потом поиск возможностей для их внедрения в жизнь или причин, которые этому мешают.
Дело в том, что все расходы по монетизации льгот (предварительно – около 20 млрд грн на первом этапе) лягут на местные бюджеты в рамках децентрализации. А местная власть в связи с хронической нехваткой средств будет стоять перед дилеммой: закрыть очередную больницу и детский сад, или обеспечить льготников.
Но даже если местные власти окажутся в состоянии профинансировать минимальную социальную норму в 30 поездок, то это позволит пользоваться льготой только 15 раз в месяц (туда и назад). В самом плохом положении окажутся те, кто вынужден ездить с пересадками.

Александр ПОЛУЯНОВ