ЧЕЙ ХОЛОП БУДЕШЬ?

Когда смотришь на сотрудничество наших властей с “их зарубежными партнерами”, то зачастую вспоминается не совсем приличная поговорка “жену отдай дяде, а сам иди к …”. Эта грубоватая формула очень точно отражает ту ситуацию, когда “европейские реформаторы” добивают остатки отечественной промышленности, закупая за рубежом те товары, которые мы в состоянии производить сами.

КОГДА ЛУЧШЕ МОЛЧАТЬ, ЧЕМ ГОВОРИТЬ

Вот лишь один из последних примеров этого театра абсурда. Государственное предприятие “Укрзализныця” подписало контракт с американской корпорацией “General Electric” на общую сумму в миллиард долларов. Он предусматривает поставку от 150 до 200 американских дизельных локомотивов, которые должны заменить на украинских железных дорогах действующий там сейчас подвижной состав.
Характерно, что речь идет об откровенно устаревших локомотивах серии “Evolution”, которые не эксплуатируются на территории самих США, а большая часть этих машин производится не за океаном, а в Казахстане.
Как водится, власти преподносят это в качестве выдающейся исторической “перемоги”, а в церемонии подписания контракта активно участвовал сам президент Порошенко, который постарался превратить ее в очередную акцию самопиара.
“Сегодня мы уже имеем и американский уголь, и американское ядерное топливо, и американское оружие. В этот перечень добавляем американские локомотивы и производственное партнерство”, — написал он у себя в Твиттере по итогам сделки.
Эти унизительные восторги, проникнутые самым откровенным холуяжем, не смогли бы себе позволить даже лидеры “банановой республики” из классической книги О.Генри. Поэтому и неудивительно, что сообщение в Twitter украинского президента возмутило общественность. Ведь многие несознательные граждане до сих пор помнят, что в не столь далекие времена мы могли сами обеспечивать себя углем, оружием, топливом, поездами для железных дорог, и много чем еще. А Украина успешно развивалась без выписанных из США министров, вроде Ульяны Супрун и Натальи-Энн Яресько.
Пользователи соцсетей напомнили, что ещё совсем недавно у страны были собственные атомная энергетика, авиапромышленность, ракетно-космическая отрасль, первоклассный военно-промышленный комплекс и пр. Кто-то поинтересовался, стоит ли ждать в ближайшее время выдачи американских паспортов. Некоторые и вовсе усомнились, что Порошенко — президент Украины, поскольку рабочие места предоставляются американцам, а не местным жителям.

КУДА НИ КИНЬ – ВСЮДУ КЛИН

Стоит сказать, что к общественности быстро подключились и специалисты – критика “локомотивного” контракта пошла сразу по нескольким направлениям.
Во-первых, эксперты увидели в нем коррупционную составляющую — тем более, что решение о покупке продукции “General Electric” было принято даже без намека на модные “прозрачные” тендеры. По данным бывшего зам. министра инфраструктуры Украины Александра Кавы, тепловозы и локомотивы планируют поставлять по завышенной цене — по сравнению с реальной рыночной ценой этих же машин для Индии и других стран. В результате, украинская сторона переплатит за каждый локомотив около 2 миллионов долларов. И наши власти даже не пытаются объяснить, откуда взялись и куда пойдут эти “лишние” деньги из госбюджета.
Далее, эксперты указывают на то, что украинское предприятие “Крюковский вагоностроительный завод” в состоянии наладить самостоятельный выпуск тепловозов — в том числе путем модернизации старых моделей, которые выпускались и разрабатывались на Луганском тепловозостроительном заводе.
Такие схемы уже предлагались в прошлом, но это не вызвало большого интереса в отечественном Кабмине.
Таким образом, этот контракт, по сути, убивает отрасль, лишая отечественных производителей возможности возобновить выпуск собственных локомотивов.
И хотя Порошенко заверяет, что часть комплектующих к тепловозам будет иметь украинское происхождение, а в будущем “General Electric” может производить локомотивы на основе того же КВСЗ, уже известно, что американская компания намерена открыть в Украине собственный центр по обслуживанию техники. И мощности Крюковского завода, в самом лучшем случае, будут использоваться для производства американской продукции, за счет дешевой рабочей силы украинских специалистов.
Наконец, специалисты обоснованно говорят о том, что “локомотивный” контракт ставит под вопрос полную электрификацию украинских железных дорог, которая была запланирована еще задолго до Евромайдана.
Эта модернизация национальной железной дороги позволила бы использовать последний стратегический ресурс — относительно дешевую энергию атомных электростанций — и в перспективе отказаться от большей части тепловозного парка. На это потребовалась бы сумма, примерно эквивалентная миллиардному контракту с американцами — однако, у Порошенко предпочли закупать “локомотивы для третьего мира”, хотя они заведомо представляют собой вчерашний, или даже позавчерашний день железнодорожных коммуникаций.
Вдобавок, у украинской власти нет денег, чтобы обеспечить такой дорогой контракт — поэтому правительству придется закупать локомотивы на условиях лизинга — то есть в долг, за счет привлечения валютных кредитов под гарантии американского банка. Что, опять-таки, выгодно американской стороне — а не бюджету украинского государства.

ДЕЛО ПРИНЦИПА

Все эти аргументы критиков выглядят разумно, однако, они указывают на частности, не затрагивая основную проблему этого позорного железнодорожного контракта. А главное состоит в том, что украинское правительство окончательно превратилось в вассала американской администрации, и вынуждено обслуживать экономические интересы своего сюзерена.
Заключая эту сделку, Порошенко пытается торговать национальными интересами своей страны, чтобы купить политическую лояльность Белого Дома, и продлить свой ярлык на великое княжение в Украине.
Или всё даже хуже — американская сторона просто ставит его перед фактом, делая “предложения, от которых нельзя отказаться” — в силу полной зависимости от внешней поддержки, на крючке которой оказался режим Порошенко.
При этом, США даже не предоставляет стране собственные кредиты — достаточно того, что Штаты полностью контролируют международные финансовые структуры, и могут блокировать предоставление кредитов МВФ, без которых невозможно политическое существование Петра Порошенко. И обнищавшая Украина, с ее колоссальным объемом внешнего долга, послушно скупает все, что ей приказывают покупать из Вашингтона.
А гражданам объясняют, что без американского угля, тепловозов и “джавеллинов” страну ожидает полный крах и оккупация страной-агрессором.
Безусловно, эта губительная зависимость заведомо лишает страну будущих перспектив. Власти уничтожают остатки собственного производства, постепенно превращая Украину в рынок сбыта для американского и европейского секонд-хенда (достаточно вспомнить историю с бэушными импортными троллейбусами, которые были закуплены министром инфраструктуры Омеляном, несмотря на предложение возобновить выпуск троллейбусов на украинских заводах).
По словам экспертов, уже в ближайшее время это обернется катастрофическим отставанием в производственной сфере — в стране не будет ни модернизированных производственных мощностей, ни квалифицированных кадров для их развития — а огромные массы “лишнего” населения будут все большими темпами покидать свою родину, чтобы прокормиться за рубежом.
Такой печальный исход может стать исторической расплатой за вассальную политику дорвавшихся до власти царьков.
Александр МИХАЙЛОВ